Пользовательское соглашение
Политика конфиденциальности

Для вашего удобства
мы используем cookies и другие метаданные.
Если вы не согласны c этой политикой,
можете покинуть сайт.

 

НОВОЕ НА САЙТЕ

 

Советы инструктора

Савина Светлана Григорьевна -

инструктор по физической культуре

высшей квалификационной категории

 

Гиподинамия - чем она коварна?

 «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, - писал французский философ Жан-Жак Руссо, - сделайте его крепким и здоровым, пусть он работает, действует, бегает, пусть он находится в постоянном движении».

Установлено: 85% детей и подростков ведут малоподвижный образ жизни

Дефицит движений, который получил название гиподинамия, вызывает мноообразные морфофункциональные изменения в организме ребенка.

Гиподинамия на сегодняшний день стала настоящей болезнью нашей цивилизации. Автоматизация труда, повседневной жизни и развитие коммуникационных технологий уже привели к тому, что люди двигаются на 96% меньше, чем 100 лет назад. От малоподвижного образа жизни страдают не только взрослые люди и подростки, но даже дети школьного и дошкольного возраста Данная патология страшна не только своим проявлением, но еще и тем, что она не остается безучастной и в отношении детей. Дети также довольно часто становятся “заложниками” данного состояния. Наши дети очень много и долго сидят. У них возникает адаптация к низкому уровню двигательной активности - снижается потребность в движении, а это противоречит самой природе детского организма.

Дети становится раздражительными, пассивными, вялыми, у них возникает чувство хронической усталости.

Гиподинамия задерживает формирование организма. Существенно снижает иммунитет, дети часто болеют, заболевания могут приобретать хроническое течение.

Гиподинамия является одной из причин близорукости. Уже давно замечено, что подростки, плохо развитые физически, часто бывают и близоруки. Иногда, прогрессируя, близорукость приводит к необратимым изменениям и значительной потере зрения. Некоторые родители уверены, что увлечение компьютером ограждает от негативного воздействия улицы. Но таким образом они приучают своих детей к сидячему образу жизни, который рано или поздно скажется на здоровье.

Без работы мышцы слабеют и постепенно атрофируются. Уменьшаются сила и выносливость, появляется вегетососудистая   дистония, депрессия и другие расстройства нервной системы, нарушается обмен веществ. Гиподинамия приводит к функциональным изменениям сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Потому что в этом случае не работают мышцы, помогающие движению крови по сосудам. Недостаток притока крови к головному мозгу, плохой отток по сосудам шеи приводят к изменениям внутричерепного давления. Отсюда сильная головная боль, усталость, утомляемость. К перечисленному можно добавить расстройства дыхания и пищеварения. С течением времени из-за гиподинамии уменьшается костная масса, страдают суставы и позвоночник.

Малая подвижность и длительное пребывание в однообразной позе за столом, на диване,  могут вызвать нарушение осанки, сутулость, деформацию позвоночника. Так называемый мускульный голод у детей может привести к более выраженному нарушению функций, чем у взрослых, к снижению не только физической, но и умственной работоспособности.

Накопление избыточного веса у ребенка также является следствием малоподвижности. Ожирение у детей сейчас встречается в два раза чаще, чем 10 лет назад. Иногда ожирение у ребенка может достигать значительной степени. Многие родители не воспринимают это как болезнь. Но в 80% случаев полнота, возникшая в детстве, не покидает человека уже всю жизнь.

Что же делать? Как обезопасить своих детей от гиподинамии, и ее последствий?

Предупредить гиподинамию в повседневной жизни помогают полноценная физическая активность, ежедневная утренняя зарядка, производственная гимнастика, занятия физкультурой и спортом, физический труд, пешие прогулки на свежем воздухе.

Как показали исследования и практика, физкультминутки на образовательных занятиях благотворно влияют на восстановление умственной способности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный настрой воспитанников, снимают статические нагрузки, препятствуют развитию гиподинамии.

 

ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Физическая культура и спорт дают широкие возможности для развития умственных способностей детей. По мнению физиолога В. Л. Федорова, главной задачей в обучении двигательным действиям является совершенствование мозга и развитие интеллекта, сообразительности, сосредоточенности, скорости  мышления и др.

П. Ф. Лесгафт в своих трудах отмечал, что «особое внимание следует уделить связи умственной деятельности с физической. Чередование интеллектуальной  и физической деятельности благоприятно влияет на здоровье, вследствие чего повышаются интенсивность и качество  работы головного мозга. В своем фундаментальном труде «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста» он писал: «Между умственным и физическим развитием человека существует тесная связь, вполне выясняющаяся при изучении человеческого организма и его отправлений. Умственный рост и развитие требуют соответствующего развития физического».

При выполнении физических упражнений  мышление развивается в двух направлениях: как воспроизводящее (репродуктивное) осмысливание  своих действий после инструкции педагога (например, при обучении сложному движению) и как продуктивное (творческое). Примерами творческого мышления является анализ «эталонной» спортивной техники с целью рационального применения ее к своим индивидуальным особенностям (найти свою индивидуальную технику).

 Установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением.

Под действием физических упражнений в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей.При регулярном выпол­нении перекрестных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию высших психических функций.Постепенно  движения становятся  более  эстетичные и совершенные. В возрасте   четырех лет детям  легко дается гимнастика. Ребенка уже можно учить ходить на лыжах и кататься на коньках, на двухколесном велосипеде. После 4-х лет достигается максимальная острота зрения и ребенок физически готов к начальному чтению. Головной мозг к пяти годам по размеру и массе (90 %) почти равен мозгу взрослого человека. Очень интенсивно идет процесс развития извилин и борозд головного мозга.Под влиянием физических упражнений увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задаач.

К   концу дошкольного возраста  у ребенка происходит интенсивное физическое развитие: активное увеличение роста и веса, увеличение общей мышечной силы, уменьшение жировой прослойки, становится выраженной крупная мускулатура. Продолжается окостенение, улучшаются кровообращение и дыхание: повышается кровяное давление, увеличивается жизненная емкость легких, следовательно, увеличивается работоспособность. Совершенствуется нервная система, увеличивается масса головного мозга, созревают все проводящие пути между центральной и периферической нервной системой.

Двигательная активность детей приобретает особое значение для развития ребенка. Ребенок по своей природе готов постоянно двигаться, в движении он познает мир.


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №28 комбинированного вида»
город Ухта

Официальный сайт: www.ds28-ukhta.ru

МЕНЮ САЙТА